Выключатель быстродействующий ВБ-8 предназначен для включения и отключения силовых цепей тяговых двигателей, а также для защиты их от сверхтоков в режимах тяги и электрического торможения.
Выключатель содержит поворотный электромагнит с подвижным главным контактом, два токопроводящих кронштейна и пневматический включающий привод. К кронштейнам крепится изоляционная панель с неподвижным главным контактом, дугогасительной системой и двумя парами размыкающих и замыкающих вспомогательных контактов. Выключатель оборудован электромагнитным вентилем для возбуждения привода, отключающими пружинами, создающими нажатие главным контактам.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Номинальное напряжение главной цепи - 1250 В
Номинальный ток главной цепи - 1000 А
Ток уставки - 2000 А
Пределы регулирования тока уставки - 1500-2500 А
Собственное время отключения при начальной скорости нарастания тока 150 А/мс не более - 3 мс
Номинальное напряжение цепи управления постоянного тока - 50 В
Номинальный ток удерживающей катушки - 0,5 А
Номинальное давление сжатого воздуха привода - 0,5 МПа
Масса - 79,5 кг
Назначение изделия. Выключатель предназначен для защиты цепей тяговых двигателей электровоза от токов короткого замыкания.
Технические характеристики.
Номинальное напряжение главной цепи, В 1250
Номинальный ток главной цепи, А 1000
Ток уставки, А 2000 200 100
Пределы регулирования тока уставки, А 1500…2500
Собственное время отключения при начальной скорости нарастания тока 150 А/мс, мс, не более 3
Номинальное напряжение цепи управления
постоянного тока, В 50
Номинальный ток удерживающей катушки, А 0,5
Номинальное сопротивление катушек при 20 °С, Ом: удерживающей 85,2 включающей (электромагнитного вентиля) 286
Параметры контактов в цепи управления:
Номинальное напряжение, В 50
Номинальный отключаемый ток (при постоянной времени 0,05 с), А 5
Количество вспомогательных контактов: замыкающих 2 размыкающих 2
Номинальное давление сжатого воздуха привода, МПа (кгс/см2) 0,5 (5)
Масса, кг 79,5
Устройство и работа. Все основные узлы выключателя ВБ-8 в соответствии с рисунком 5 крепятся на раме, которая состоит из двух изоляционных боковин 31, склепанных по концам распорками 6. В них имеются отверстия, с помощью которых производится крепление выключателя на электровозе. Между изоляционными боковинами расположены два силуминовых кронштейна 7 и 29 и пневматический привод 3. К кронштейнам крепится изоляционная панель 21 с расположенными на ней неподвижным контактом 18, магнитной дугогасительной системой и низковольтными блокировками 25. Контактный рычаг 8, рычаг якоря 9 и электромагнит 2 с удерживающей катушкой 30 и размагничивающей катушкой 4 размещены на оси 5, установленной на раме выключателя. Удерживающая катушка для снятия перенапряжений зашунтирована диодами КД 202 Р. Две отключающие пружины 10 зацеплены одним концом за тягу 12, а другим концом – за якорь. Усилие обеих пружин через стержень 13 передается на ось 14, установленную на электромагните. Для ограничения перемещения якоря и контактного рычага на кронштейне 7 установлен упор, перемещение электромагнита ограничено штоком пневматического привода. Между контактным рычагом и якорем установлены две группы контактных пружин сжатия 11. Каждая группа состоит из трех концентрически расположенных пружин. Регулировочные винты 20 служат для регулировки тока уставки путем изменения магнитной проводимости магнитопровода. Дугогасительная система выключателя состоит из магнитопровода 23, двух дугогасительных катушек 19, полюсов 17 и лабиринтно-щелевой дугогасительной камеры 16 с резисторными элементами и деионной решеткой. Верхний рог 15 дугогасительной камеры электрически соединен с подвижным контактом через гибкий шунт и стойку, с которой он шарнирно связан. Нижний рог камеры опирается на неподвижный контакт. Нажатие на неподвижный контакт рогом осуществляется при помощи пружины замка 22. Для управления доступом воздуха в цилиндр привода установлены электромагнитный вентиль 24 и воздухопроводы 1 и 28. На выключателе применены две универсальные блокировки 25 с сочетанием контактов; один размыкающий и один замыкающий. Регулировка зазора и провала контактов блокировок осуществляется винтом 27, переключение – пружиной 26.
Оперативное включение выключателя осуществляется путем подачи напряжения на удерживающую катушку электромагнита и включающую катушку (электромагнитного вентиля). Электромагнитный вентиль включается кратковременно для подачи сжатого воздуха в пневматический привод. Шток пневматического привода поворачивает электромагнит до соприкосновения с якорем. В этом положении якорь притягивается к полюсам электромагнита – выключатель готов к включению, главные контакты разомкнуты. После снятия напряжения с катушки вентиля шток пневматического привода возвращается в исходное положение. В исходное положение также, под действием отключающих пружин, возвращается электромагнит, увлекая за собой якорь и контактный рычаг, главные контакты замыкаются. При этом, после соприкосновения главных контактов, якорь с электромагнитом за счет избыточного вращающего момента поворачивается до упора на дополнительный угол, обеспечивающий провал главных контактов. Выключатель поляризованного действия. Ток в размагничивающей катушке создает поток в якоре, направленный встречно потоку в якоре от удерживающей катушки. При достижении тока уставки результирующий магнитный поток в якоре уменьшается. Якорь под действием сил отключающих и контактных пружин отрывается от полюсов электромагнита и ударяет по контактному рычагу. Выключатель отключается. Электрическая дуга, возникающая при расхождении главных контактов, гасится в дугогасительной камере. Принудительное отключение выключателя осуществляется снятием напряжения с удерживающей катушки электромагнита. Схема выключателя показана на рисунке 6.