Преобразователь, устанавливаемый на электропоездах, представляет собой сложный двухмашинный агрегат, который преобразует постоянный ток в трехфазный переменный. Он состоит из двигателя и синхронного генератора. На электропоезде ЭТ2М установлен преобразователь НВП-44/38, на остальных электропоездах - 1ПВ-6У1.
Устройство и принцип действия
Двигатель преобразователя представляет собой четырехполюсную электри-
ческую машину постоянного тока со смешанным возбуждением и самовентиляцией. Двигатель питается от контактной сети и рассчитан на номинальное напряжение 3000 В. Его мощность 44 (50) кВт, при номинальном токе 18,4 (19,2) А. Частота вращения якоря двигателя 1000 мин '.
Стальная станина (остов) 9 (рис. 3.4) двигателя имеет цилиндрическую форму. Четыре лапы остова служат для подвески двигателя под вагоном. Со стороны коллектора в остове имеются смотровые люки, закрытые съемными крышками 8. С противоположной стороны остова выполнены отверстия 13 для выхода вентилирующего воздуха, закрытые сетками.
В горловинах остова установлены подшипниковые щиты 3 и 27, в гнезда которых запрессованы наружные обоймы роликовых подшипников 4 и 26. Внутренние кольца подшипников напрессованы на вал 6 якоря. Радиально-упорный подшипник 4 со стороны коллектора закреплен жестко, а радиальный подшипник 26 со стороны вентилятора может несколько перемещаться в осевом направлении при температурных изменениях длины вала. Подшипники заполняют смазкой ЖРО (Буксол).
Со стороны, противоположной коллектору, к якорю 10 прикреплено вентиляторное колесо 28 с двумя рядами лопаток. Один ряд лопаток служит для вентиляции двигателя, другой - генератора. На конец вала 6 якоря двигателя, выходящий из его остова, установлен на шпонке ротор 23 синхронного генератора.
Сердечник якоря 10 набирают из отдельных штампованных стальных листов, покрытых с обеих сторон изоляционным лаком. Стальные листы насаживают на вал 6 и зажимают двумя нажимными шайбами (обмоткодержате-лями) 12. В 49 пазах якоря уложена волновая обмотка 11, ее корпусная изоляция состоит из четырех слоев липкой стеклоэскапонной ленты и одного слоя стеклоленты. Пазовые и лобовые части обмотки закреплены бандажами.
Коллектор 2 имеет арочную конструкцию, он стянут шестью болтами между нажимным конусом и втулкой. Коллектор набран из 343 коллекторных пластин, изолированных между собой миканитовыми прокладками. Пластины изолированы от корпуса коллектора миканитовым цилиндром и манжета-
Электрические машины
Рис. 3.4. Преобразователь 1ПВ-6У1:
1 - траверса щеткодержателя двигателя; 2 - коллектор двигателя: 3 - щит двигателя: 4, 26 - подшипник; 5 - крышка подшипника; 6 - вал; 7 - трубка смазки подшипника; 8, 17 - крышки смотровых люков; 9 - остов двигателя; 10 - якорь двшателя; 11 - обмотка якоря; 12 - обмоткодержатель; 13 - вентиляционные отверстия; 14 - станина генератора; 15 - коробка выводов; 16 - контактные кольца; 18 - шайба; 19 - траверса щеткодержателя генератора; 20 - щеткодержатель генератора; 21 - обмотка ротора; 22 - обмотка статора; 23 - ротор генератора; 24 - статор генератора; 25 - втулка; 27 - подшипниковый шит; 28 - вентилятор; 29 - обмотка дополнительного полюса; 30 - дополнительный полюс двигателя; 31 - главный полюс двигателя; 32 - обмотка главного полюса; 33 - щеткодержатель
Технические характеристики преобразователей 1ПВ-6У1 и НВП-44/38 |
ми. Якорь 10 в сборе представляет собой монолитную конструкцию и уста- |
|||
Двигатель |
Генератор |
новлен на валу двигателя с помощью |
||
Номинальная мощность, кВт........... |
.....50/44 |
38 |
шпонок. |
|
Номинальное напряжение, В ........... |
......3000 |
230 |
Внутри остова (вокруг якоря) распо- |
|
Номинальный ток, А.................. |
19,2/18,4 |
120 |
ложены четыре главных 31 и четыре до- |
|
Дополнительное сопротивление в цепи якоря, Ом ..18 |
- |
полнительных 30 полюса. Сердечники |
||
50 |
главных полюсов набраны из стальных |
|||
3 |
листов и стянуты заклепками. Сердеч- |
|||
Номинальная частота вращения, мин 1 . . |
......1000 |
1000 |
ники дополнительных полюсов отлиты |
|
Режим работы ....................... |
........продолжительный |
из стали. Каждый полюс прикреплен к |
||
Масса преобразователя, кг............. |
......1980 |
2020 |
остову тремя болтами, между дополни- |
|
Щетки: |
тельными полюсами и остовом уста- |
|||
марка ............................. |
ЭГ-2А |
Мб |
новлены диамагнитные прокладки. На |
|
габаритные размеры, мм ............. |
10x40x50 |
10x16x25 |
сердечниках главных полюсов располо- |
|
усилие прижима щеток, Н (кгс)........ |
9,8 - 12,7 |
6,9 - 8,8 |
жены по две катушки 32: последова- |
|
(0,98- 1,27) |
(0,69 - 0,88) |
тельного возбуждения (высоковольт- |
||
минимальный радиальный размер, мм . . |
.......23 |
14 |
ная) и независимого возбуждения (низ- |
|
количество ......................... |
.......4 |
4 |
ковольтная), которые закреплены пру- |
|
Коллектор и контактные кольца, мм: |
жинными фланцами. Корпуса катушек |
|||
......390 |
190 |
изолируют стеклослюдинитовой лен- |
||
минимально допустимый диаметр...... |
......374 |
176 |
той и стеклолентой, затем катушки в |
|
Зазор между коллектором (кольцом) |
сборе с полюсами пропитывают в эпок- |
|||
и корпусом щеткодержателя, мм.......... |
.......3 |
3 |
сидном компаунде. |
|
На поворотной траверсе 1 установлены четыре щеткодержателя 33, в каждом из которых расположена одна щетка. Траверса закреплена на подшипниковом щите в специальной выточке и после испытания двигателя фиксируется винтом. Латунный корпус щеткодержателя 33 закреплен на пальце, на который надет фарфоровый изолятор. Щетки имеют гибкие медные шунты с наконечниками. К коллектору щетки прижаты ленточными спиральными пружинами, укрепленными на щеткодержателе.
Синхронный генератор, приводимый во вращение двигателем преобразователя, предназначен для питания вспомогательных цепей и цепей управления электропоездом. Он представляет собой шестиполюсную электрическую машину мощностью 38 кВт, вырабатывающую переменный ток промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением 230 В и силой тока 20 А.
Ротор 23 генератора установлен на выступающем конце вала 6 двигателя. Сердечник ротора выполнен из стального литья, имеет шестигранную форму и зафиксирован на валу шпонкой. Каждый полюс ротора закреплен на сердечнике тремя болтами, на полюсах расположена обмотка 21 возбуждения (по схеме И1-И2), питаемая постоянным током и создающая рабочий магнитный поток. Полюсные катушки обмотки возбуждения соединены последовательно, их изоляция выполнена из стеклослюдинитовой ленты и стекло-ленты, пропитанной в эпоксидном компаунде.
На сердечник ротора напрессован пластмассовый корпус со стальной втулкой, на котором укреплены два латунных контактных кольца 16. К торцу корпуса генератора прикреплен щит с четырьмя щеткодержателями 20, изолированными от щита. Питание от внешней цепи к вращающейся обмотке возбуждения подводится через щетки, прижатые к кольцам винтовыми пружинами.
В остов генератора запрессован сердечник статора 24, набранный из листов электротехнической стали. Сердечник зафиксирован шпонками, приваренными к остову. В пазах статора расположена трехфазная обмотка 22, соединенная "звездой".
Возможные неисправности преобразователей 1ПВ6 и НВП-44/38,
и\ нн>.і и гппгпбы УТТПЯНРНИЯ
Причина неисправности |
Способ устранения |
Подгар коллектора, контактных колец, щеток |
|
Заклинивание щетки Радиальный размер щетки менее допустимого Недостаточная упругость прижимной пружины |
Вынуть щетку, протереть салфеткой, смоченной бензином, обойму щеткодержателя и щетку Заменить щетку Снять щеткодержатель и заменить пружину |
Низкое напряжение на зажимах генератора |
|
Обрыв в цепи обмотки возбуждения генератора Плохой контакт между кольцами и щетками |
Устранить обрыв Проверить размеры щеток и устранить неисправность |
Подгар смежных коллекторных пластин якоря |
|
Межвитковое замыкание обмотки якоря |
Отремонтировать преобразователь в депо |
При вращении ротора магнитный поток, создаваемый полюсами, пересекает проводники статорных обмоток и индуктирует в них переменные ЭДС. Катушки статора, намотанные из изолированного провода, имеют по восемь витков, каждый виток состоит из трех параллельно соединенных проводников.
Пазы обмотки статора изолированы двумя слоями электрокартона, между которыми проложен стеклослюдопласт. Катушки в пазах также изолированы электрокартоном и слоем гибкого миканита и закреплены буковыми клиньями.
В эксплуатации необходимо следить за чистотой двигателя и обмоток. Если двигатель не работал долгое время, нужно проверить легкость проворачивания вала от руки и наличие смазки в
подшипниках. Во время эксплуатации нагрев подшипников не должен превышать 80-100 °С, допускается равномерный и умеренный шум.